г.Экибастуз, бульвар К. Сатпаева, c.6

8 (7187) 75-60-51,
8 (7187) 75-60-74

КГУ "Центр поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, города Экибастуза" управления образования Павлодарской области, акимата Павлодарской области

25-year-rk-constitucion

30-let-ru

Главная ценность – семья

    Сиротство - далеко не новое социальное явление: оно существует на протяжении всей истории человечества. Поэтому проблема устройства детей из государственных учреждений в семьи по-прежнему актуальна для всей страны. Семейные формы устройства детей-сирот сегодня являются приоритетными в социальной политике нашего государства.

Технологии в помощь кандидатам

Мы живем в удивительное время!  Современный мир – это «технизированное пространство». Технологии воздействуют на все сферы жизнедеятельности, делают жизнь  более лёгкой, экономят наше время. А с недавних пор компьютерные технологии стали незаменимы в вопросах защиты прав детей, в части обеспечения им законного права жить и воспитываться в семье.

Семья- это счастье

Начался Новый год. Многие хотят с нового года начать жить по-новому. Кто-то заняться здоровым образом жизни, кто-то изучать языки, кто-то играть на гитаре…. Да мало ли что ещё! Но есть и такие, кто принимают важное решение для себя и своей семьи – взять на воспитание ребенка, оставшегося без родительской опеки,  сделать хотя бы одного ребенка чуточку счастливее и подарить ему возможность воспитываться, расти, развиваться и взрослеть в семейной атмосфере.

Альтернативные формы устройства детей в семью

В соответствии с Конституцией Республики Казахстан
брак и семья, материнство, отцовство и детство
находятся под защитой государства.

В Казахстане живут сотни детей, по разным причинам оставшиеся без попечения родителей. Государство предоставляет им прекрасные условия для проживания в государственных учреждениях, но жизнь детей вне семьи остается неполноценной. Каждый ребенок должен жить в семье. Ежегодно Президентом страны и правительством в законодательстве закрепляются конкретные нормы о праве ребенка на надлежащее семейное воспитание.

Поможем детям вместе

Из истории нашего государства все мы знаем, что доброта, сострадание, желание помочь и поддержать того, кто нуждается всегда были присущи народу Казахстана. Делая добро во все времена люди не задумывались как будут названы их поступки. Сейчас же их принято называть благотворительностью. И ведь на самом деле «творит благо» тот, кто вовремя протягивает руку помощи тому, кто в ней нуждается. А сегодня, когда наша страна делает ставку на молодежь, трудно найти более нужное, святое дело, чем помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. В нашем городе есть те, кто уже оказывает такую помощь и целые коллективы являются нашими друзьями, проявляющими настоящую родительскую заботу. Это, конечно же, в первую очередь, коллектив разреза «Восточный», коллектив «Народного банка», которым мы бесконечно благодарны за помощь и поддержку учреждения в целом. Есть и частные предприниматели, которые дарят детям одежду, обувь. Их немного, но они есть. И это люди, которые не равнодушны, которые не могут остаться в стороне, которым важно, чтобы наши воспитанники понимали, что о них заботятся, что их помнят. 

В настоящее время в ГУ «Детский дом «Үміт» г.Экибастуза проживают 46 воспитанников в возрасте от 7 до 17 лет. Администрацией детского дома делается все необходимое для защиты их законных прав и интересов. Все они поставлены в очередь на получение жилья из государственного жилищного фонда, каждому открыт депозитный счет в АО «Жилстройсбербанк». 20 воспитанникам назначено и выплачивается государственное социальное пособие по потере кормильца: 14 детей получают пособие как сироты, 6 по потере одного кормильца. Вместе с тем, оставшиеся 26 воспитанников не имеют никаких социальных пособий и выплат и их счета остаются пустыми. Понятно, что выходя во взрослую жизнь, эти дети будут наиболее уязвимыми, им будет сложнее социализироваться в обществе и наладить собственную личную жизнь. Счета каждого из этих детей должны были бы пополняться за счет зачисления алиментов от родителей, но, к сожалению, у этих «горе» - родителей не болит душа о собственных детях. А ведь детей уже с 10 лет волнуют вопросы будущего. С тревогой они спрашивают о том, как будут жить, кто их поддержит в самостоятельной жизни.
Уважаемые жители города Экибастуза, руководители предприятий, учреждений, представители среднего и малого бизнеса! Забота о подрастающем поколении, а особенно о детях, лишенных родительской заботы - наша общая задача. Во все времена деловые, предприимчивые люди стремились не только добиться материального успеха, но и оставить свой след в истории города, края, страны, запомниться добрыми делами.
Обращаемся к Вам и вашим коллективам и просим проявить участие к судьбам наших детей, поддержать адресно наших воспитанников и пополнить их счета в АО «Жилстройсбербанке» денежными средствами. Ваша забота, милосердие надолго будут в сердцах и памяти наших детей. Это восполнит им отсутствие родительского тепла и внимания, позволит почувствовать отеческую заботу об их будущем и гарантирует возможность использовать эти средства в трудной жизненной ситуации. Благотворительность – это не милостыня, это, прежде всего, поддержка, возможность дать детям шанс пережить временные трудности по выходу из детского дома и обрести силы жить. Именно в Вашем лице наши дети обретут пример отзывчивости и неравнодушия. Добрые дела не остаются незамеченными – они как маяки светят тем, кто ждет помощи. Поделиться теплом своей души с детьми, увидеть в их глазах огонек добра и веры – дорого стоит. Надеемся на вашу чуткость и способность сопереживать, умение и желание поддержать тех, кто в этом нуждается.
С огромным уважением и благодарностью к Вам и вашим коллективам администрация детского дома «Үміт». Узнать подробную информацию о порядке зачисления спонсорских средств на индивидуальные счета детей Вы сможете по телефону 75-60-51.

Как стать патронатным родителем

После принятия Кодекса «О браке (супружестве) и семье» и введения института патроната, постановлением Правительства РК 9 сентября 1999 года было утверждено «Положение о патронате». Новую редакцию это положение получило 16.01.2015 года. Патронат – форма воспитания ребенка в семье на основании договора, заключенного между лицом, выразившим желание взять ребенка на воспитание и органом опеки и попечительства. Патронат подразумевает временное проживание ребенка в семье патронатного воспитателя, на срок, предусмотренный договором. Патронатное воспитание может рассматриваться в качестве временной, краткосрочной, восстановительной, а иногда и долгосрочной меры, при которой обеспечивается создание благоприятных условий для жизни и развития ребенка, обеспечение его надежным и уютным домом. С помощью патронатного воспитания вполне реально планировать дальнейшую судьбу подавляющего большинства детей, оставшихся без родительского попечения. Благодаря этой форме семейного воспитания, некоторые дети смогут остаться в семье патронатных воспитателей, обретя таким образом замещающую семью. Патронатным воспитателем может стать только совершеннолетний гражданин РК, соответствующий квалификационным требованиям педагогических работников.
В «Положении о патронатном воспитании» определено, что содержание ребенка, переданного патронатным воспитателям, осуществляется через ежемесячные денежные выплаты из бюджета в порядке и размерах, установленных постановлением Правительством РК «Об утверждении правил осуществления выплаты и размера денежных средств, выделяемых на содержание ребенка, переданного патронатным воспитателям» от 30.03.2012 года №381. Условия оплаты труда патронатных воспитателей определяются аналогично условиям оплаты труда воспитателей государственных учреждений образования в соответствии с постановлением Правительства РК от 29.12.2007 года №1400 «О системе оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета… ». Таким образом, орган отдела образования производит оплату труда патронатного воспитателя путем перечисления денежных средств на его текущий счет, ежемесячно не позднее 25-го числа текущего месяца, на основании договора.
Патронатные воспитатели принимают на себя, как и опекуны, все заботы о ребенке, осуществляют защиту его прав и отстаивание интересов, обеспечивают ему нормальные условия для содержания, воспитания и образования, обеспечивают всестороннее развитие, заботятся о его здоровье. Патронатный воспитатель самостоятельно определяет способы воспитания ребенка с учетом его мнения, а так же рекомендаций органов опеки и попечительства. Особенностью такого семейного воспитания является и то, что ребенок имеет право на поддержание контактов с родителями, родственниками, если это не противоречит интересам ребенка. В этом основное отличие от усыновления, где, как правило, теряются кровные родственные связи. Кроме того, в дальнейшем воспитанник и патронатный воспитатель не связаны ни алиментными обязательствами, ни наследственными отношениями. Патронатный воспитатель имеет преимущественное право на усыновление ребенка, который проживает в его семье на патронатном воспитании.
Патронат отличается от других форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей по следующим признакам:
• Патронат основан на договоре, который заключается в письменной форме по просьбе и на основании личных заявлений лиц, желающих воспитывать ребенка в семье;
• Труд патронатных воспитателей оплачивается;
• Воспитанникам ежемесячно выплачиваются денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви и иных предметов обихода. (выплаты производятся за счет средств бюджета)
Подбор патронатных воспитателей осуществляется органами опеки и попечительства с учетом их нравственных и личных качеств. Так же учитывается и способность патронатного воспитателя выполнять возложенные на него обязанности по воспитанию ребенка. Учитываются отношения между патронатным воспитателем и ребенком, а если у патронатного воспитателя есть своя семья, так же учитывается и отношение членов его семьи к ребенку. При передаче ребенка на воспитание в семью учитываться его желание. В том случае, если ребенок достиг возраста 10 лет, учет его мнения обязателен в письменном виде.
Патронат имеет ряд преимуществ перед воспитанием детей в государственных детских учреждениях. Во-первых, сохраняется семейное окружение, ребенок получает семейную заботу и внимание со стороны патронатного воспитателя в течение 24 часов в сутки. Во-вторых, это материальная поддержка ребенка со стороны государства. Данная поддержка позволяет обеспечить основные нужды ребенка. Кроме того, у граждан появляется возможность получать оплату за труд по воспитанию и уходу за ребенком.
На органы опеки и попечительства возложена обязанность по осуществлению контроля за расходованием полученных денежных средств и надлежащим выполнением обязанностей патронатного воспитателя, предусмотренных договором. Положение о патронатном воспитании позволяет быть патронатным воспитателем не более чем для троих детей одновременно. Также не является обязательным наличие своей собственной семьи.
В отличие от усыновления, после заключения договора о передаче ребенка на воспитание, правовая связь несовершеннолетнего с кровными родителями сохраняется. Следовательно, в неприкосновенности остаются его наследственные права, родители обязаны по-прежнему платить алименты на содержание своих детей. У ребенка сохраняется право на получение пенсии, пособия и других социальных выплат, а так же право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением.
Договор о передаче ребенка на воспитание прекращается по достижении воспитанником 18 лет. Договор может быть расторгнут досрочно по просьбе патронатных воспитателей, если они по уважительным причинам не могут выполнять принятые на себя обязательства, а так же по инициативе органа опеки и попечительства, если нарушаются интересы ребенка в семье патронатного воспитателя и в случае возвращения ребенка родителям или усыновителям.
Как показывают исследования, в семье легче решаются как социальные, так и реабилитационные вопросы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Неформальные отношения, родительский контроль, позволяет максимально обеспечить ребенка всеми необходимыми качествами и навыками для становления полноценной личности
В настоящее время в Павлодарской области 14 организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых воспитываются 590 человек. Все они, по разным причинам, остались без попечения родителей. Многие жили в таких условиях, которые даже отдаленно не подпадают под понятие «семья», а кто-то с рождения находился в государственных учреждениях, а то и просто жил на улице. Специалисты утверждают, что именно роль родителей является лидирующей и значимой в психофизическом развитии ребенка. Поэтому на современном этапе стратегия государства в патронатном воспитании. Воспитанники патронатных семей не только успешно адаптируются в общество, но и обретают для себя новую, по-настоящему родную семью. Сотрудники нашего коллектива в рамках ежегодной акции «Впусти добро в свое сердце» на весенних каникулах примут в свои семьи воспитанников детского дома. Кому по душе эта идея можете к нам присоединяться!
Уверена, что в нашем городе много граждан, которые по-настоящему любят детей, могли бы и хотели бы стать замещающими патронатными родителями для детей, обделенных родительским теплом, вниманием и полноценной семьей. Всем, кого заинтересовало патронатное воспитание, можно получить более подробную информацию и консультативную помощь как в детском доме «Үміт», так и у специалистов в органе опеки и попечительства при отделе образования г.Экибастуза. Дети ждут своих патронатных родителей!

Рекомендации

Ваша первая встреча с приёмным ребёнком

Итак, вы уже знаете, что хотите взять в свою семью именно этого мальчика или девочку. Вы посмотрели фотографии, поговорили со специалистами. Сердце подсказывает вам, что это именно тот ребенок, о котором вы мечтаете. Как начать встречу, разговор – это проблема для многих взрослых.

Важно помнить, что дети по-разному могут вести себя при первой встрече и иногда совершенно неожиданно для окружающих. Дети дошкольного возраста хорошо идут на контакт, очень ждут встречи. Дети младшего школьного возраста могут с меньшим доверием относиться к ситуации, но достаточно быстро откликаются на интерес со стороны взрослых и соглашаются пойти погулять или поехать в гости. Подростки ведут себя более насторожено и даже порой агрессивно.

Будущим родителям могут помочь следующие советы при подготовке к встрече с ребенком и общению с ним:

- не стоит надевать яркую одежду, женщине – делать яркий макияж;
- нежелательно курить перед встречей с ребенком, а также пользоваться интенсивными духами;
- обязательно обращайтесь к ребенку по имени;
- спокойным и уверенным тоном спросите у ребенка, сколько ему лет, чем он любит заниматься и т.д.;
- не разговаривайте с ребенком «сверху вниз», сядьте на стул рядом или присядьте на корточки, если ребенок маленький, т.к. ему неудобно смотреть на вас снизу вверх;
- избегайте большого количества вопросов к ребенку, расскажите ему что-нибудь о себе или своей семье;
- внимательно слушайте ребенка;
- будьте эмоционально сдержанны, не торопитесь с проявлением нежности, не следует сразу брать ребенка на руки, обнимать и целовать, так как это может вызвать у него беспокойство, – лучше в первый раз посидеть рядом с ним, придержать рукой, поиграть, привлечь его внимание доброжелательной мимикой;
- если ребенок уклоняется от рук или стремится отойти на безопасное с его точки зрения расстояние, то не надо ему в этом препятствовать, – в этом случае надо заинтересовать его мимикой, разговором, игрой;
- ни в коем случае не надо высоко подымать на руках ребенка в возрасте от 1,5 до 3 лет, так как обычно дети этого пугаются, – будет лучше, если взрослый присядет, и будет общаться с ребенком с уровня колен, что для ребенка менее страшно;
- не стоит сюсюкать при разговоре с ребенком, т.к. общение приобретет неестественный оттенок, а ребенок старшего возраста может решить, что вы передразниваете его;
- можно принести мягкую игрушку, одеяльце, чашку, чтобы эта вещь напоминала ребенку о вас.

При первом посещении ребенком дома вам будут полезны следующие рекомендации:

- первое время старайтесь быть рядом с ребенком и не оставляйте одного;
- не спеша покажите ребенку квартиру, домашних животных, следите, чтобы животные не напугали ребенка; 
- устраните новые для ребенка резкие и громкие звуки, сильные запахи;
- все дорогие в материальном и духовном отношении вещи лучше уберите в недосягаемое для ребенка место;
- для снижения уровня стресса угостите ребенка чем-нибудь сладким еще перед тем, как зайти в дом, приготовьте для него мягкую игрушку, которую можно прижать к груди - все это будет его успокаивать;
- не стоит сразу изменять режим дня ребенка, к которому он привык в учреждении;
- нельзя настаивать, если ребенок отказывается от каких-либо продуктов;
- если что-то ребенку особенно нравится в еде, не стоит выдавать это все сразу и в максимальных количествах, умеренность и постепенность для него гораздо важнее;
- не стоит давать ему большое количество новых игрушек, так как они могут не вызвать у него бурю восторга, а маленького ребенка непривычные игрушки могут даже напугать, лучше попросить в учреждении игрушку, к которой он больше всего привык;
- прежде чем предлагать ребенку какое-нибудь занятие, лучше сначала спро¬сить у него, чем ему хотелось бы заняться, что вообще он любит делать;
- не надо спешить к увеличению познавательных нагрузок, – для начала необходимо, чтобы ребенок почувствовал себя в доме защищенным, а главное здесь стабильность и отсутствие избыточной новизны; 
- не надо перегружать ребенка эмоциональными впечатлениями и превращать визит в смотрины - ваши друзья и родственники успеют познакомиться с ребенком позже, до¬статочно, чтобы дома были только члены семьи, с которыми ребенок уже познако¬мился во время ваших посещений;
- не стоит надеяться, что ребенок сразу выразит положительную эмоциональную привязанность, скорее всего он будет проявлять беспокойство при вашем отсутствии. 
Рекомендации по адаптации приемного ребенка в семье.

Каждый отдельно взятый детский дом - лишь капелька в огромном море детских бед. Как бы ни старались педагоги, психологи, как бы ни рвалось их сердце в желании помочь малышам, все прекрасно знают: каждый ребенок днем и ночью мечтает только об одном - встретить родителей.
Как проходит адаптация у детей?
Адаптация у детей проходит по-разному. Очень многое зависит от возраста ребенка: чем старше ребенок, тем серьезнее может протекать этот процесс. Большую роль играет и опыт прошлой жизни. Если ребенок до усыновления жил в семье, проблемы будут одни. Ребенок, который свою небольшую жизнь прожил в доме ребенка, а затем в детском доме, будет реагировать на новые условия иначе.
Взрослым очень хочется, чтобы процесс привыкания проходил как можно более гладко. В действительности же в каждой новой семье случаются периоды сомнений, подъемов и спадов, тревог и волнений. Приходится в той или иной степени менять первоначальные планы. Никто заранее не может предугадать, какие неожиданности могут возникнуть.
Психологи выделяют несколько стадий при адаптации ребенка в новых условиях:
1. «Медовый месяц».
Первую стадию можно охарактеризовать как "знакомство" или "медовый месяц". Родителям хочется обогреть ребенка, ребенок испытывает удовольствие от своего нового положения. Он с радостью выполняет все, что предлагают взрослые. Многие дети сразу же начинают называть взрослых папой и мамой. Но это совсем не значит, что они уже полюбили - они только хотят полюбить новых родителей.
Как правило, на этой стадии ребенок почти беспрекословно подчиняется правилам, существующим в семье. Кажется, что в семье полный мир и согласие, которые никогда не закончатся.
2. "Регрессия"
Вторую стадию можно определить как "возврат в прошлое" или "регрессия". Первые впечатления схлынули, эйфория прошла, установился определенный порядок, начинается кропотливый и длительный процесс притирки. Ребенок пытается понять, что нравится и что не нравится родителям, как обратить на себя внимание - разумеется, прибегая к тем способам, которые он использовал раньше. Естественно, что многие старые привычки родители воспринимают в штыки. Начинается зачастую болезненная ломка сложившегося стереотипа поведения.
На этой стадии у детей могут отмечаться такие симптомы, как чувство беспомощности или чувство зависимости; преувеличенные жалобы, повышенная чувствительность, отказ от нового, необъяснимые припадки злобы, плача, усталости или тревоги, признаки депрессии и т. п.
Отмечается возврат вредных привычек. Иногда в этот период ребенок регрессирует в своем поведении до уровня, не соответствующего его возрасту. Одни становятся слишком требовательными и капризными, предпочитают играть с детьми младшего возраста и доминировать над ними. Другие проявляют враждебность к своему новому окружению. Чтобы привлечь к себе внимание, ребенок может изменять поведение неожиданным образом. У многих взрослых, столкнувшихся с этими проблемами, не хватает сил, а главное, терпения дождаться, пока ребенок сделает то, что им нужно. Отсутствие знаний об особенностях возраста, разница во взглядах на воспитание у родителей, влияние авторитарной педагогики, стремление к абстрактному идеалу, завышенные или, наоборот, заниженные требования к ребенку приводят к тому, что процесс воспитания рассматривается как исправление врожденных недостатков. Исчезает естественность отношений, радость общения. Вместо естественного принятия ребенка преуменьшаются его достоинства. Вместо чуткого реагирования на малейшие достижения ребенка начинается его сравнение со сверстниками, которое зачастую не в пользу приемного ребенка.
Родители должны четко понимать, что у каждого неадекватного на первый взгляд поступка есть своя психологическая подоплека. Например, ребенок стал очень агрессивен к окружающим, вы уже и не знаете, что с этим делать. А вас просто "проверяют": страх, что "отдадут обратно" толкает маленького человечка действовать по принципу "чем хуже, тем лучше".
Понимание, терпение, выдержка — главные принципы поведения в этот период. И еще: не стесняйтесь обращаться со своими проблемами к специалистам, встречайтесь с теми, кто, так же как и вы, воспитывает приемного ребенка. Вы поймете, что нет безвыходных ситуаций.
3. "Привыкание"
Третья стадия — "привыкание" или "медленное восстановление". Вы можете заметить, что ребенок как-то неожиданно повзрослел. Если раньше его привлекали малыши, то сейчас он выбирает компании, близкие ему по возрасту. Исчезает напряжение, дети начинают шутить и обсуждать с родителями свои проблемы и трудности. Ребенок начинает вести себя так же естественно, как ведет себя ребенок в кровной семье, принимает активное участие во всех делах семьи. Поведение соответствует особенностям характера и адекватно ситуациям.
Если же родители не смогли найти путь к сердцу ребенка и установить доверительные отношения, то усугубляются прежние недостатки личности (агрессивность, замкнутость, расторможенность), нездоровые привычки (воровство, курение, стремление к бродяжничеству), мстительность или демонстрация беспомощности, требование чрезмерного внимания или упрямство, негативизм. То есть каждый ребенок ищет свой путь защиты от неблагоприятных внешних воздействий.
Важным этапом в жизни семьи является первая годовщина ее создания.
Большинство приемных семей начинает свою деятельность с полной уверенностью, что они смогут сделать ребенка счастливым. Они верят в то, что под их влиянием ребенок изменится к лучшему, но когда перемены наступают не так быстро, как им хотелось, они теряются и нуждаются в поддержке и объяснении причин. Они должны понять, что такой медленный и не очень явный прогресс – совершенно закономерное явление, что нет ничего страшного в том, что они не всегда самостоятельно смогут разрешить конфликты и справиться с трудностями. Мы вам желаем Успехов в построении ваших семейных отношений и надеемся, что наши советы окажутся полезными и понятными!

Прием новых детей в семью: как говорить об этом с детьми дома?

- Если семья планирует взять в семью еще одного ребенка (детей), то когда стоит начать готовить к этому детей, находящихся в семье?
Главное в разговоре с детьми - это честность. Будучи взрослыми людьми, мы должны следить за своей речью и быть уверенными, что говорим именно то, что имеем в виду и то, что является правдой. Маленькие дети воспринимают слова очень конкретно. Мы не можем говорить про прием других детей в семью как про что-то, на что мы надеемся, что еще только возможно случится, но точно неизвестно… Мы всегда должны находиться в настоящем! Первый шаг – это четкий анализ происходящего для нас самих. После этого важно начать планировать, как обсудить это со своим ребенком (детьми). При этом следует учитывать как возраст ребенка, с которым Вы собираетесь говорить, так и то, является ли он сам приемным.
- Есть ли у Вас конкретные предположения о том, что могут сказать родители детям о предстоящем приеме других детей в семью?
Очень маленьких детей Вы можете просто готовить к тому, что еще один малыш (ребенок) будет спать здесь же, в вашем доме. Даже с шести- или восьмилетними детьми родители должны быть очень осторожны при обсуждении возможности того, что этот ребенок будет для них долгожданным сиблингом. Я рекомендую говорить детям, что Вы «планируете заботиться о ребенке» и не более, чтобы у детей не возникало ощущения, что они ответственны за то, чтобы сразу же полюбить нового члена семьи как брата (сестру). Также это предотвратит возникновение у них чувства вины, если все будет происходить несколько иначе, чем представляли себе и озвучивали вслух родители.
Родители могут говорить про прием нового ребенка в семью в контексте того, что о они начали думать об этом задолго до того, как это произошло на самом деле. Объяснять своим детям, что это событие важно и для них самих, и для ребенка. Я считаю, что важно делать акцент больше на подготовке семьи к приему, чем обсуждать в деталях когда, как и кто решит поместить младенца (ребенка) в Вашу семью. Иначе существует опасность, что Ваши дети будут считать себя ответственным за долгое ожидание или изменение в планах помещения ребенка в семью.
Если Вы знакомы с кровными родителями, то Вы можете сказать что-то похожее на следующий текст: "Меня (нас) представили женщине по имени (…), которая в данный момент беременна. Она принимает сейчас очень важное решение о том, сможет ли она растить своего ребенка сама. Мы познакомимся с ней, узнаем друг друга. После рождения ребенка она посмотрит своему младенцу в глаза и окончательно решит, что лучше для ее ребенка." Все время подчеркивайте, что решение, принятое ею, будет лучшим для ребенка, делая тем самым ясным, что этот выбор не имеет ничего общего с Вами, родителями, или ребенком (детьми), находящимися в семье. "Все знают, что мы хорошая семья. Это действительно сложное решение для … (имя кровной мамы), и она должна быть уверена в том, что правильно для ее ребенка." Дети часто склонны примерять к себе все то, о чем вы с ним говорите. С кровными детьми разговор на подобные темы предоставит Вам возможность поговорить об их рождении и вашей уверенности, что Вы хотите и способны быть им родителями, воспитывать и растить их. С приемными детьми это возможность вспомнить про их кровную семью, Ваше знакомство с ними, если таковое было, или о том, что Вам известно об их кровных родителях и о том, почему они не смогли растить их сами, и решили поместить детей на воспитание в другую семью.
Это также возможность для семей поговорить о помощи другим людям как о том, что важно и правильно делать в жизни. Акцентируйте в разговоре с ребенком, что все, что Вы делаете для кровных родителей, делается добровольно, вне зависимости от того, поместят ли они ребенка в Вашу семью или нет. "Наша задача быть внимательными с … (имя кровной мамы), помочь ей во время того, как она решает, что лучше для нее самой." В любом случае приемные родители не должны говорить с остальными детьми про прием в семью еще одного ребенка (детей) как про несомненный факт до того момента, когда они будут абсолютно в этом уверены.
- Как быть в ситуации, когда ребенок уже родился, и попадает в приемную семью из больницы или из учреждения?
Я считаю, что дети должны быть подготовлены к тому факту, что многие люди будут испытывать очень сильные чувства в это время: как сама приемная семья и ребенок, так и кровная семья ребенка. В частности, исключительно важно говорить о чувстве горя и объяснять, что кровная мама находилась какое-то время с ребенком и будет чувствовать грусть, если ребенок будет жить не с ней. Очень важно обсуждать это, даже если ребенок, придя в приемную семью, не обязательно навсегда остается с Вами. Также в это время надо поговорить о том, что общего и что различного между кровными и приемными детьми. Я верю в необходимость объяснения серьезности и важности принимаемого кровными родителями решения, даже если Вы не были с ними знакомы и не знаете подробностей. Даже очень маленькие дети могут понять, что это что-то сложное – принимать серьезные решения. С более старшими детьми можно обсудить также возможные причины, по которым кровные родители могут решить не воспитывать детей самим, или, наоборот, все-таки растить его, стараясь самостоятельно справляться с трудностями.
- Когда мы окончательно говорим нашим детям, что этот новый ребенок теперь их брат или сестра?
Когда кровная мама или папа отказались от своих родительских прав (или были их лишены), тогда Вы можете сказать, что это тот день, когда было принято действительно важное решение. "Теперь мы навсегда стали одной семьей." Я полагаю важным включение детей в обсуждение того, что окончательное решение будет приниматься судьей (или опекой), так как это подчеркивает всю серьезность и важность процесса приема ребенка в семью. Социальный работник должен быть представлен как профессионал, который сможет объяснить судье, что «мы хорошая семья».
Если у Вас есть некоторые сомнения в том, что устройство ребенка в Вашу семью будет постоянным, то я не рекомендую, чтобы родители говорили своим детям, что этот новый ребенок действительно их брат или сестра, пока эти сомнения не развеются. Вместо этого Вы можете говорить о том, какое это счастье – каждый день, проведенный ребенком в Вашей семье. Не следует говорить, что этот ребенок в Вашей семье навсегда, пока Вам это достоверно не известно!
- Как быть, если мы принимаем ребенка в семью, но у нас нет контактов с кровной семьей, или мы очень мало о них знаем, или вообще не имеем никакой информации?
Дети все равно нуждаются к подготовке к этому событию, и мы по-прежнему должны быть точными и осторожными, не путать реальную действительность с желаемым результатом. Обсуждение прихода нового ребенка в семью остается тем же за исключением того, что мы не знаем подробностей. Мы не будем честными с детьми, если не обсудим роли всех членов семьи при приеме нового ребенка: задача детей, живущих в семье, заключается в том, чтобы «быть самими собой». Задача приемных родителей быть готовыми к приему ребенка, нуждающегося в заботе, в свою семью. Задача кровных родителей – принять решение о том, что лучше для их ребенка. Задача судьи – решить, где останется жить ребенок. Если дети подробно не информированы обо всех этих ролях людей, участвующих в помещении ребенка в приемную семью, для них это может стать катастрофическим, так как они часто боятся, что те или иные события происходят по их вине и от них зависят. Детям свойственна позиция взятия ответственности на себя; родители должны помогать детям понять, что в некоторых случаях это не соответствует ситуации.
- Что если приемный ребенок уже находится у нас, а кровные родители (родитель) меняют свое решение и забирают ребенка обратно?
Если Вы аккуратно и достоверно преподносили информацию, тогда приемный ребенок по меньшей мере готов к такой возможности и не чувствует себя обманутым, не становится недоверчивым к Вам и Вашим словам. Горе и печаль будут при этом присутствовать, и в данном случае они приемлемы и соответствуют ситуации. Мы всегда горюем, теряя людей, которых мы любим, или лишаясь возможности с ними видеться. Если мы невнимательны к информации и важным подробностям, тогда приемные родители часто чувствуют злость на кровных родителей и саму систему, обман с их стороны. Эта злость может привести к тому, что сам приемный ребенок также может стать агрессивным, отражая чувства приемных родителей. Также это может привести к глубокому эмоциональному участию приемных родителей в судьбе ребенка, на которую они влиять уже не могут, и к волнению за благополучие и безопасность ребенка, ушедшего обратно в кровную семью. Серьезное отношение к процессу приема в семью, разговор об этом с детьми не уменьшает горе потери, если приходится расставаться, но часто позволяет семье и детям переживать горе более открыто и честно, с меньшей злостью и страхом. Если Вы открываете свое сердце чувствам, тогда там рождается боль, если кто-то значимый для Вас уходит.

Островок надежды


Служба поддержки семьи «Островок Надежды»

sps

Как бы ни было хорошо в гостях, всегда хочется вернуться домой. Не в родные стены и привычную обстановку, а к родным людям — в семью. Именно об этом мечтают тысячи воспитанников детских домов, волею судьбы оставшихся без родительской любви и заботы. Дети-сироты, детские дома, приюты… Для большинства взрослых все это — параллельная вселенная, о которой больно думать, тяжело слушать, а потому больно знать. Лишь единицы находят в себе мужество заглянуть в глаза брошенного ребенка и принять в семью. Только те, кто прошел этот путь, могут с уверенностью сказать: „Взять приемного ребенка — не страшно. Сирота в дом — счастье в нём!”

В детском доме „Yміт” на 01.01. 2015г. 53 воспитанника, из которых 19 дети-сироты и 34, оставшиеся без попечения родителей. Все они мечтают о семье, о доме, о семейных чаепитиях. Педагогический коллектив детского дома делает все возможное для того, чтобы восполнить недостаток родительского тепла, и осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, Конвенцией ООН о правах ребенка, Законом РК „О правах ребенка”, Кодексом „О браке (супружестве) и семье” и иными нормативными правовыми актами. С целью привлечения граждан Республики Казахстан к приему детей в замещающие семьи и обучению их по вопросам права, юридическим, медицинским и психологическим вопросам, было принято решение создать на базе ГУ «Детскоий дом «Үміт» Службу поддержки семьи „Островок Надежды”. Разработано положение, выделены основные стратегические направления, которые включают в себя следующие вопросы:

1. разработка и издание методических пособий „В помощь приемному родителю”, «В помощь опекуну, попечителю»;
2. оказание помощи будущим родителям в составлении пакета документов, необходимых для семейной формы устройства ребенка;
3. создание и ведение информационного банка данных о приемных родителях и детях;
4. размещение информациии о детях в газетах, интернете в целях их семейного устройства;
5. информирование общественности о состоянии и проблемах социального сиротства (СМИ, Интернет);
6. разработка критериев отбора и выработки системы обучения приемных родителей и опекунов (попечителей);
7. разработка и размещение социальной рекламы, направленной на пропаганду семейных форм устройства детей, отражение позитивного опыта.

Цель: привлечение граждан Республики Казахстан к приему детей в замещающие семьи и обучение их по вопросам права, юридическим, медицинским и психологическим вопросам.

Задачи:
1. содействовать благополучному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью;
2. оказывать бесплатную консультационную (юридическую, психологическую, медицинскую) помощь семьям в усыновлении (удочерении) детей;
3. помогать людям разобраться в своих чувствах и намерениях, подготовиться морально и практически к приему ребенка в свой дом, дать системные знания для успешного и надежного создания новой семьи.