Приближается конец 2018-2019 учебного года, который требует анализа собственной деятельности, планирования перспектив на будущее, разработки новых программ и проектов.
Предлагаемый материал станет для Вас хорошей методической поддержкой, поможет реально оценить динамику развития детского коллектива, наиболее эффективно выстроить свою педагогическую деятельность с целью развития творческого потенциала ваших воспитанников и активной их социализации.
Анализ воспитательной работы включает в себя следующие разделы:
1. количественная и качественная характеристика группы (количество на начало года, на конец года; возрастной, национальный состав, социальный статус, состояние здоровья воспитанников; состоящие на учёте по состоянию здоровья и поведению; кружковая занятость детей; рейтинг участия воспитанников в конкурсах и соревнованиях
2. цели и задачи воспитательной работы на текущий год, результативность деятельности (указать результативность работы согласно разделам перспективного планирования);
3. уровень и особенности развития детского коллектива, работа с шефами (о работе самоуправления в группе; об активности или малой активности детей, о воспитательных возможностях направленных на взаимосвязь с шефами, социумом, и др.);
4. участие группы в жизнедеятельности детского дома (активность участия в детском самоуправлении детского дома, в культурно-досуговой и спортивной жизни);
5. уровень воспитанности группы (отследить динамику всех 3-х срезов и результат коррекционной работы с отдельными воспитанниками согласно составленных планов);
6. взаимосвязь со школой, ПЛ (раскрыть все используемые формы взаимодействия с классными руководителями, мастерами, учителями- предметниками и их результативность);
7. работа с детьми «группы риска» (в разделе опираться на планы коррекционной работы с трудными детьми, отразить позитивные изменения);
8. эффективность сотрудничества с психолого-административным корпусом, помощниками воспитателей (указать используемые формы работы и их эффективность);
9. выводы и предложения;
10. цели и задачи на 2018-2019 учебный год.
При анализе необходимо обратить внимание на то, что каждый раздел анализа должен иметь свои выводы и обозначенные проблемы, которые возникли в процессе работы.
Методические рекомендации по написанию программы
Новый учебный год требует обновления образовательных и воспитательных программ, при написании которых необходимо следовать определённым требованиям.
Программа даёт возможность всем участникам образовательного процесса представить цель и задачи совместных действий на каждом временном отрезке. Необходимость составления программы педагогической деятельности повышает требования и к подготовке самого педагога.
В своей работе педагог может опираться на различные варианты: использовать любую опубликованную программу, адаптировав её к собственным условиям; составить свою программу из нескольких, тем самым модифицировав её, может разработать собственную – авторскую программу. Но, с другой стороны, и другие педагоги могут использовать эту программу. Следовательно, в обоих случаях программа педагогической деятельности должна быть продуманной, объёмной, логичной и содержательной, должно быть ясно, что и в какой последовательности необходимо делать.
Название программы – её визитная карточка, поэтому оно должно быть коротким, ёмким, привлекательным, а главное отражающим содержание программы, например: «Радуга ремёсел», «Музыкальный калейдоскоп», «Шёлковые краски», «Книгописная мастерская» и др.
Структура программы дополнительного образования детей
Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы:
1. Титульный лист.
2. Пояснительную записку.
3. Учебно-тематический план.
4. Содержание изучаемого курса.
5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
6. Список литературы.
Оформление и содержание структурных элементов программы дополнительного образования детей
1. На титульном листе рекомендуется указывать:
наименование учреждения;
где, когда и кем утверждена программа;
название программы;
Ф.И.О., должность автора (авторов) программы;
название города, населенного пункта, в котором реализуется программа;
год разработки программы.
2. В пояснительной записке к программе следует раскрыть:
направленность программы;
новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
цели и задачи программы;
отличительные особенности данной программы от уже существующих образовательных программ;
возраст детей, участвующих в реализации программы;
сроки реализации программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);
формы и режим занятий;
ожидаемые результаты и способы определения их результативности;
формы подведения итогов реализации программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).
3. Учебно-тематический план программы содержит:
перечень разделов, тем;
количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.
4. Содержание программы возможно отразить через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий).
5. Методическое обеспечение программы:
обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);
рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.;
дидактический и лекционный материал, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.
6. Список использованной литературы.