Проблема сиротства всегда актуальна и требует решения. Всё большее распространение получают ситуации, когда сиротами дети становятся еще при живых и даже трудоспособных родителях. Это дети из социально неблагополучных семей, где опекун или родитель обычно страдают алкоголизмом либо являются наркозависимыми, а также дети, от которых родители отказываются сразу после рождения из-за отсутствия необходимых условий его воспитания. Данный феномен называют «социальным сиротством», при котором дети остаются без попечения родителей из-за лишения родительских прав или нежелания воспитывать своего ребенка.
Говоря об особенностях работы социального педагога в КГУ «Центр поддержки детей, нуждающихся, в специальных социальных услугах «Үміт» города Экибастуза», следует отметить, что Центр - это учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вследствие их смерти, лишения родительских прав, болезней и других причин. Центр обеспечивает детям условия обучения, воспитания и подготовки к самостоятельной жизни и социализации в обществе. Обеспечение права ребенку жить и воспитываться в семье является одним из самых важных направлений деятельности КГУ «Центр поддержки детей, нуждающихся, в специальных социальных услугах «Үміт» города Экибастуза».
Социальный педагог начинает свою работу с момента, когда ребенок переступает порог Центра. Знакомясь с личным делом ребенка, социальный педагог выделяет проблемы, которые требуют решения и индивидуального подхода. Он собирает и анализирует сведения о состояния физического и психического здоровья, условиях жизни ребенка в семье, родителях, наблюдает за обучением воспитанника и контролирует его успеваемость. Воспитание ребенка в Центре происходит в коллективе, поэтому наряду с изучением каждого ребенка социальный педагог изучает и детский коллектив в целом.
Следует отметить, что деятельность социального педагога не ограничивается лишь работой с воспитанниками, но и охватывает больший спектр обязанностей. Данная деятельность также включает в себя защиту материальных, жилищных и иных социальных прав детей, определение социального статуса воспитанника, работу с документацией, обеспечение льгот, предусмотренных законом, в период обучения детей, при их выпуске и поступлении на учебу или работу, взаимодействие с судом, загсом, комитетом соц. защиты населения, органами управления образованием и здравоохранением, нотариатом и т.д. Социальный педагог вместе с психологами помогает детям в профессиональной ориентации, помогающие выпускнику выбрать для себя нужную и интересную в будущем профессию, для это могу проводится экскурсии на предприятия, открытые занятия.
Работа социального педагога важная и ответственная, принимая участия в жизни детей, принимая решения в формирование их будущего. Поэтому социальный педагог должен обладать специальными качествами и навыками предъявляемых к нему. Умения общаться с детьми, слушать и слышать их, находить индивидуальный подход к каждому воспитаннику. Работа с детьми Центра требует от социального педагога проницательности, педагогического такта, отзывчивости и желания помочь всем, кто обращается за помощью.